Профилактика нарушений зрения у школьников.

Человечество за последние сто лет воплотило в жизнь множество гениальных идей, которые радикально изменили нашу жизнь. Развитие автомобилестроения, химической промышленности, появление телевидения, информационных технологий, биотехнологий привело к значительному улучшению качества жизни. Но, к сожалению, научно-технический прогресс опосредованно привел и к росту так называемых «болезней цивилизации» — сердечно — сосудистые заболевания, сахарный диабет, аллергические заболевания. В том числе досталось и органам зрения.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Способность видеть – это величайшее чудо, механизмы которого до сих пор недостаточно изучены. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора – наших глазах.

С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый – близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушения зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

В настоящее время 25-30% детей к окончанию школы имеют ту или иную степень близорукости. Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения, причем 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки ещё до периода обучения. Учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объём зрительной нагрузки у младших школьников составляет 5-7 часов, а у школьников среднего и старшего возраста 8-10 часов в день. Если ребенок редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

Дополнительным фактором, вызывающим нарушения зрительных функций, стало широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьёзной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером необходимо ограничивать время непрерывного пребывания за монитором (в пределах 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников), после которого обязателен 10-минутный перерыв для разминки и гимнастики для глаз.

Важно позаботиться и о правильном освещении. Письменный стол лучше разместить так, чтобы свет из окна падал слева, по тому же принципу размещают и настольную лампу. Профилактикой снижения зрения и общего утомления учащихся является правильный подбор мебели. Оптимальный вариант мебели дает возможность удерживать правильную позу, сохранять необходимое расстояние между глазами и книгой (расстояние должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами).

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил:

— рациональное построение учебного дня в школе;

— правильная организация занятий и отдыха во внешкольное время;

— сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов.

Важны для глаз и систематические занятия физическими упражнениями, которые стимулируют все обменные процессы в организме, что положительно воздействует и на зрение.

Инструктор-валеолог

УЗ «Кировский райЦГиЭ»                                              Н.М.Зотова

BelarusianChinese (Simplified)EnglishRussian